ВКЛАД ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК при леквидации аварии на Чернобыльской АЭС
Закончились
городские улицы Киева. Дорога, не очень оживленная и раньше, стала совсем
пустынной. Встречных машин было очень мало, попутных и пешеходов практически не
было совсем. Отъехав километров десять от Киева, вдруг как-то сразу почувствовали
сильный запах йода. Все это: и пустая дорога, и запах, и покрытые латексной
пленкой обочины дороги на фоне бурной зелени и яркого, но уже клонящегося к
закату солнца, - создавало обстановку какой-то нереальности. Впереди был
Чернобыль. А началось j все это, как известно, 26 апреля 1986 года.
нформация о катастрофе стала поступать командованию Главного
управления пограничных войск (ГУПВ) с первых же дней, как по линии дежурной
службы из Западного пограничного округа, так и от других оперативных служб КГБ.
Инженерно-техническом
управлении ГУПВ сведения о произошедших событиях, а в дальнейшем и данные о
радиационной обстановке мы получали от своих инженерных отделов в частях и
соединениях Западного пограничного округа. Кроме того, наши тесные связи с
Министерством среднего машиностроения, предприятия и организации которого
изготавливали для пограничных войск специальную технику, а также выполняли
большое количество научно-исследовательских, проектно-конструкторских и
монтажно-наладочных работ, позволяли получать дополнительную информацию на уровне
руководства управления.
середине мая 1986
года Правительством было принято решение определить вокруг ЧАЭС зону,
являющуюся опасной для пребывания в ней населения, и с целью упорядочения
въезда и выезда сделать ее запретной для свободного доступа. Это также
позволяло не допустить вывоз зараженных материальных средств из зоны и пресечь
попытки обыкновенного мародерства.
апретная зона получила название "зона отчуждения".
Ее еще называли "30-километровой зоной", так как радиус этой зоны в
среднем составлял эту цифру.
ешение этой задачи предполагалось осуществить путем
установки по периметру зоны отчуждения сигнализационных систем, используемых в
пограничных войсках, которые имели вид забора из колючей проволоки, натянутой
на деревянных опорах, и подключенных к аппаратуре "Скала-1М".
роведенные предварительные изыскания, а в дальнейшем и
детальное проектирование, сразу показали объем и сложность этих работ.
Предстояло в условиях лесисто-болотистой местности на протяжении около 200 км пробить трассу
шириной от 10 до 20 метров,
установить порядка 70000 деревянных опор, натянуть 4,0 млн. м нитей колючей
проволоки, провести линии связи и сигнализации, построить десятки мостов и
водопропусков, уложить на болотистых участках гати, оборудовать по всему
периметру грунтовую дорогу, построить помещения для установки аппаратуры и
размещения в них личного состава. В дальнейшем было так же принято решение
огородить сигнализационной системой и г. Принять.
а все строительные, монтажные и наладочные работы давалось
15 дней.
этой работе
участвовали:
Министерство обороны - силами полка 25 Чапаевской дивизии
осуществляло все инженерные работы по расчистке трассы и строительству
сигнализационного заграждения.
Пограничные войска - выделяли из своих резервов и фондов
1'игнализационную аппаратуру и ворота, специальные изоляторы, колючую
проволоку, антраценовое масло для пропитки деревянных опор, а также
специалистов для технического руководства работами.
Министерство внутренних дел - доставляло к местам
строительства другие необходимые материалы (деревянные опоры, цемент, кабельную
продукцию, металлопрокат и т.д.). Принимало в эксплуатацию сигнализационные
системы и в дальнейшем осуществляло охрану зоны отчуждения.
Министерство среднего машиностроения - осуществляло
проектирование, монтаж, наладку, испытания и сдачу в эксплуатацию
сигнализационных систем. Со стороны Минсредмаша эту работу осуществляло
Специальное техническое управление (СТУ) и подчиненный ей Всесоюзный
научно-исследовательский институт фи-шческих приборов (ныне Государственное
предприятие "СНШ "Элерон").
июня в Киев прибыла
первая группа специалистов МВД, СТУ МСМ и пограничных войск. В состав группы
пограничников вошли:
подполковник Рубцов М.З., заместитель начальника отдела
Инженерно-технического управления ГУПВ КГБ СССР;
полковник Багдасаров А.С., начальник кафедры инженерного
обеспечения и технических средств охраны границы Высших пограничных командных
курсов;
полковник Чернобровкин В.Н., заместитель начальника
инженерного отдела управления войск Западного пограничного округа КГБ СССР;
подполковник Морозов Ю.Н., старший офицер инженерного отдела
округа.
период с 5 по 9 июня
группой была проведена основная работа по определению границ зоны отчуждения,
приняты необходимые конструктивные решения, разработана первая очередь проекта
строительства, произведен подсчет необходимого количества материалов,
оборудования и организована их поставка. С 10 июня силами 25 дивизии под
техническим руководством офицеров пограничных войск и при участии специалистов
СТУ МСМ началось строительство. Отсчет времени пошел.
5 июня в Киев на замену прибыла новая группа пограничников,
в которую в качестве старшего входил подполковник Базылев А.А., старший офицер
отдела инженерно-технического управления ГУПВ КГБ СССР.
состав группы входили
так же офицеры инженерных отделов Северо-Западного, Западного и Закавказского
пограничных округов: капитан Швецов В.В., майор Кузнецов А.В., майор Перекупка
П.И. - все специалисты по монтажу и наладке средств сигнализации.
исходу дня вся наша
группа собралась в управлении войск Западного пограничного округа, ознакомилась
с данными, которые имелись в инженерном отделе, а через два часа, уже
переодетые в полку МВД в специальное обмундирование, сидели в машине,
выезжавшей из Киева в сторону Чернобыля.
хали до места встречи с товарищами, которых должны были
сменить, несколько дольше, чем предполагалось, так как накануне они поменяли
место своего пребывания, а точнее ночевки, и не успели сообщить об этом в Киев.
После длительных поисков, около 23 часов, мы приехали в район Белых дач,
расположенных примерно в 100
км от Чернобыля, где располагалось одно из подразделений
внутренних войск и где нас уже с нетерпением ждали. Вставать на следующий день
надо было в 5 часов утра и поэтому длинных разговоров не получилось. Нас покормили,
показали наши койки в больших армейских палатках, и сон овладел нами.
тром, выехав в сторону Чернобыля, мы внимательно смотрели по
сторонам, слушая деловые и просто житейские рассказы наших товарищей. Должен
сказать, что в условиях, которые были там, аборигеном начинаешь чувствовать
себя уже через несколько дней -'oтолько впечатлений, эмоций и проблем постоянно
сваливалось на тебя, и это при 14-15-часовом рабочем дне. Но об этом мы узнали
позже.
ем ближе к Чернобылю, тем больше военной техники - автомашин,
бронетранспортеров, машин радиационной разведки. С одной и другой стороны
недалеко от дороги разбиты палаточные городки воинских частей. Проехали пункт
дозиметрического контроля и дезактивации автотранспорта. С четкой
периодичностью стали попадаться едущие нам навстречу Камазы, спешащие за
очередной партией бетона. А вот и стелла с надписью "Чернобыль", чуть
дальше слева видно кладбище автомашин, и с одной и другой стороны вдоль улицы
забелели указатели. На каждом из них название какого-нибудь министерства,
комитета, крупной строительной или специализированной организации. Почти все
встречающиеся люди ныли либо в военной форме, либо в белых, синих или черных
халатах с белыми лепестковыми или зелеными армейскими респираторами. Еще
несколько поворотов - и мы на месте, около небольшого трехэтажного здания. Это
наш штаб. Здесь располагаются кабинеты представителей внутренних войск, СТУ МСМ
и пограничников.
еплая встреча со знакомыми - это специалисты СТУ МСМ,
Ш1ИИФП, монтажно-наладочных организаций с которыми неоднократно встречался в
Москве или на границе: Демин Ю.Л., Ляхов В.В., Асфандияров А.Х., Гридин В.П.,
Чубарь В.Я., Сорокоумов В.К. В чальнейшем я работал здесь в тесном контакте и с
другими представителями этих организаций: Ивановым И.В., Моисеевым A.M.,
Рогачевым В.М., Лисиным Г.К. и другими. После коротких, но теплых приветствий
сразу за дело.
абота нашей группы пограничников была организована таким
образом, что трое офицеров находились непосредственно в батальонах, ведущих
оборудование рубежа, и осуществляли техническое руководство на всех этапах
строительства. Я, как старший группы, осуществлял координацию наших действий с
СТУ МСМ, Министерством обороны и МВД, решал вопросы материально-технического
обеспечения. Но львиную долю времени занимало решение постоянно возникающих
вопросов по уточнению трассы и принятию нестандартных технических и проектных
решений. Так как это происходило то на одном, то на другом участке, приходилось
каждый день объезжать почти весь периметр, несколько раз пересекать 30-километровую
зону и 300-400 км
на спидометре нашего УАЗа, не считая поездок в Чернобыль и на ночевку, а это
еще 200 км
- была норма. Однако, несмотря на постоянно встречающиеся трудности,
самоотверженная работа личного состава 25 дивизии, специалистов МСМ и офицеров
погранвойск давала уверенность, что срыва по поставленным срокам не будет.
ежим нашего рабочего дня был четко определен. В 5 утра
подъем. Приведя себя в порядок и позавтракав, в 6 часов выезжали в Чернобыль и
через полтора часа уже входили в кабинет. Час -полтора уходило на то, чтобы
ознакомиться с вновь появившейся информацией. Совместно со специалистами СТУ
МСМ намечали пути преодоления вновь возникших проблем. Дальше все должно было
решаться только на месте - там, где шло строительство. Возвращались к месту
ночевки не раньше 22 часов, часто задерживаясь до полуночи. Здесь нас ждало 15
минут блаженства под струями душа в полевом пункте специальной обработки.
Горячая вода, чистое белье, ужин и достаточно короткий сон, делали свое дело.
Утром мы опять были, как говорится, в полной боевой готовности. А работы
хватало по всем направлениям.
сновные расчеты необходимой номенклатуры и количества
материалов были сделаны предыдущей группой, но жизнь и обстановка вносили свои
немалые коррективы. Надо было срочно обеспечивать доставку дополнительных
строительных и монтажных материалов.
меня и у товарищей из
СТУ МСМ имелись справочники по предприятиям Украины и Российской Федерации, да
и многих поставщиков мы знали по опыту нашей повседневной работы. Связавшись по
телефону с руководством того или иного завода, я сообщал наши потребности и
реквизиты железнодорожной станции. Отказа никогда не было, а через несколько
дней груз уже был на месте. Все делалось без всякой бюрократии и волокиты, по
одному телефонному звонку. Конечно, без такой оперативности мы не смогли бы
уложиться в столь жесткие сроки.
ервоначально трасса строительства выбиралась по карте,
исходя из имевшихся в тот момент данных радиационной обстановки. Уточнение на
местности осуществлялось, где это было возможно, объездом на автомашине, а в
большинстве случаев - облетом на вертолете. Поэтому, естественно, когда
приступили непосредственно к пробивке трассы, пришлось по ходу дела вносить
коррективы. Так, например, после очередной вводной было принято решение на
Годном из участков вести строительство вдоль железной дороги и требовалось уточнить,
возможно ли это. Дорог поблизости не было - лесные и болотистые участки.
Пришлось обратиться к железнодорожникам, которые, несмотря на крайнюю
загруженность, смогли оперативно выделить нам маневровый тепловоз, и в течение
нескольких часов вся необходимая работа была сделана. Трасса прошла именно
здесь.
нутри 30-километровой зоны, кроме Чернобыля и Припяти,
других крупных населенных пунктов не было. Небольшие брошенные деревеньки и
большие лесные массивы. Нигде ни людей, ни даже бродячих собак, которые отсюда
давно убежали, приблудившись к воинским подразделениям, в большом количестве
расположенным за зоной отчуждения. Солдаты подкармливали этих собак, присвоив
им новые клички соответственно обстановке: Доза, Рентген, Гамма, Дозиметр.
ето в этот год почти до конца июня было очень жарким, а год
выдался урожайным. Такого количества и таких размеров черешни, как в Чернобыле
и окрестностях, мне раньше видеть не приходилось. Но по определенным причинам
мы могли на нее только смотреть. Жара создавала трудности не только при
проведении строительных работ сама по себе, но и являлась причиной
дополнительной опасности, так как при проезде машины или даже при самом слабом
порыве ветра поднимались тучи пыли, которая была радиоактивна. Белые
лепестковые респираторы, которыми мы пользова-1ись, к середине дня были уже
грязно-серого цвета и требовали за-1сны. Ближе к концу июня резко похолодало и
пошли дожди. К счастью, наиболее сложные болотистые участки трассы удалось
пройти, но оказалось, что надо делать дополнительные водопропуски, расширять
или дополнительно строить мосты. Да и радиационная обстановка не улучшилась.
Как следствие попадавшей в разрушенный реактор влаги, чаще стали происходить
радиоактивные выбросы.
дновременно с оборудованием основного рубежа велось строительство
сигнализационного ограждения вокруг г. Припять. Поездка туда всегда оставляла
тягостное впечатление на душе. Дорога на полпути между Чернобылем и Припятью
пересекала "рыжий" лес - след одного из первых и наиболее мощных
выбросов. Листья у деревьев и даже иголки у елей были действительно
неестественного для середины лета желтовато-красноватого цвета. Это место можно
было узнать и не глядя в иллюминатор бронетранспортера, так как стрелка на
установленной в нем штатной аппаратуре радиационного контроля начинала метаться
из стороны в сторону. Сам же город с балконами, на которых сушилось белье,
вялилась рыба, с открытыми окнами и абсолютным отсутствием людей в домах и на
улицах, казался нереальным, как в фильмах ужасов. Здесь я встретил среди солдат,
строящих сигнализационное заграждение, двух бывших пограничников, призванных их
запаса в 25 дивизию и волею судьбы оказавшихся в Припяти. Хотя раньше мы
никогда не виделись, встреча была не только приятной для нас всех, но и
полезной для дела, так как, зная технологию строительства и принцип работы
сигнализационных систем, эти два бывших пограничника помогали своему
подразделению добиться действительно высокого качества выполняемых работ.
есмотря на все сложности, к 24 июня строительная часть
сигнализационного комплекса была завершена. Монтажные и наладочные работы
велись специалистами Минсредмаша параллельно, буквально с первого дня, и
поэтому 29 июня уже начался прогон -техническая проверка комплекса в работе. В
процессе прогона осуществлялось обучение личного состава подразделений
внутренних войск, и они уже с первого дня работы сигнализационной аппаратуры
действовали уверенно по ее сигналам.
0 июня, в связи с выполнением задания, наша группа покинула
Чернобыль, но 24 июля я в составе комиссии по приемке сигнализационных систем в
эксплуатацию снова был здесь. От пограничных войск в состав комиссии вошли
подполковник Рубцов М.З., подполковник Базылев А.А., полковник Чернобровкин
В.Н. и подполковник Морозов Ю.А.
эксплуатацию было
принято 195,9 км
сигнализационных систем, установленных по границе "зоны отчуждения", 9,6 км по периметру города
Припять, 21 комплект аппаратуры, 9 оборудованных караульных помещений, около 400 км кабельных линий,
десятки мостов и водопропускных сооружений.
разу по окончанию работы мы доложили о результатах члену
Правительственной комиссии, находившемуся в Чернобыле, и руководству
пограничных войск в Москву. Акт приемки был утвержден, а сама работа получила
высокую оценку. С этого момента "зона отчуждения" была надежно закрыта
и наша миссия завершилась. Был получен приказ возвращаться. 30 июля с чувством
исполненного долга около 14 часов приезжаем в Киев и, как научили опытные люди,
с ходу подъезжаем к открывающемуся продовольственному магазину. В полевой
форме, увешанные дозиметрами и респираторами, молча проходим в только что
распахнувшуюся дверь мимо, с пониманием и уважением расступившейся длинной
очереди. А через пару минут, уже отоваренные разрешенным количеством
"целебного напитка", садимся в машину. Далее опять переодевание, но
уже в свою чистую форму, прощание с киевскими товарищами, спецрейс Як-40 и
Москва.
рошло пятнадцать лет. Какие-то детали уже стерлись из
памяти, но дни, проведенные в Чернобыле, останутся как время, когда люди
проявили свои лучшие духовные и физические качества. Самоотверженно, с риском
для здоровья и жизни они выполняли свою работу, понимая, что от этого зависит
жизнь и будущее миллионов людей.
о время, проведенное в зараженной зоне, не прошло для них
бесследно. В 1996 году ушел из жизни участник моей группы майор Шевцов Владимир
Васильевич. В том же году вынужден был по болезни выйти в отставку полковник
Рубцов Михаил Зиновьевич. Это плата за содеянное и предостережение на будущее.